Изобретатель сетевого маркетинга ел ржавые гвозди!
Ну, если честно, то не совсем гвозди, а ржавую стружку вперемешку со скудной тюремной едой. Так он восполнял нехватку железа в организме. А еще уговаривал охранников приносить ему растения, которые росли в достаточном количестве за тюремными стенами: бамбук, женьшень и прочую китайскую флору. Охранники посмеивались, но не отказывали в просьбе. Чем и помогли в свое время выжить Карлу Ренборгу, удивительному химику-бизнесмену, а также тем заключенным, которые рискнули на себе испытать странные диеты соседа по камере. Происходили описанные события в 20-е годы прошлого века в Китае. Американец Карл Ренборг, как и многие из представителей «империалистического запада», попал в тюрьму, выйдя из которой и вернувшись в США 40-летним мужчиной, он уже твердо знал, что составляет дело его жизни. Еще в юности его интересовали вопросы здорового питания, а время, проведенное в заключении, лишь способствовало укреплению этого интереса. На родине Карл оказался в нищете. Бизнес, которым он занимался в Китае, будучи представителем Colgate Products Company, был слишком подорван, но Ренборг не унывал. Живя на гроши на арендованном чердаке несколько лет, он, как средневековый алхимик, искал… Искал… И нашел! Нет, не философский камень, но растение, содержащее в себе почти все минералы и витамины, и еще много по лезных для организма компонентов. Этим растением оказалась люцерна. Открытие сие состоялось в 1931 году, а уже через два года Карл предлагает своим друзьям попробовать пищевую добавку, разработанную им на основе люцерны. Друзья не торопятся следовать совету чудаковатого химика. И к Ренборгу приходит гениальная (и простая!) мысль: добавку надо не ДАВАТЬ, а ПРОДАВАТЬ, «бесплатный сыр» никем не ценится. И с этого момента начинается история сетевого маркетинга. Хотя сам Ренборг называл это иначе – «маркетинг по рекомендации». Суть таких продаж многим из нас хорошо знакома сегодня. Дистрибьютор (торговый представитель) дает информацию о продукте своим знакомым, привлекает их к продажам и получает комиссионные за тот товар, который продал сам, и за тот, который продали привлеченные им в структуру новые люди. Такая сеть может разрастаться до бесконечности. Первыми дистрибьюторами Ренборга как раз и стали его друзья. Но надо сказать, что как ни хороша была бы схема, она не заработала бы, если бы продукция того не стоила. Добавки, разработанные Карлом, действительно «творили чудеса», заметно улучшая состояние здоровья принимавших их людей. Кроме того, привлекала доступная их цена. Уже в 1934 году Карл создает компанию California Vitamins Inc., которая позже будет называться Nutrilite Products. Еще позже, в 1959 году, появится компания Amway, отпочковавшаяся от детища Ренборга. Ее создатели (Рич Де Вос и Джей Ван Эндел) решат продавать не только пищевые добавки, но товары, необходимые в хозяйстве. А со временем Amway станет мировым лидером в сфере сетевого маркетинга. Что же касается самого Карла Ренборга, то прожил он до 87-ми лет, не имея характерных для такого возраста проблем со здоровьем. Еще бы! Это и не удивительно для такого сторонника правильного питания и образа жизни. Но, как говорится, «не хлебом единым сыт человек». А компания, созданная Карлом, приносила достаточный доход для того, чтобы он наконец смог посвяти ть себя своему хобби – астрономии. И, уж само собой разумеется, что, обладая солидным состоянием, он объездил полсвета, а среди его друзей были многие влиятельные люди того времени, например, Джавахарлал Неру и Уинстон Черчилль. Сегодня слова «сетевой маркетинг» часто можно услышать в негативном контексте, во всяком случае, на просторах бывшего СССР. Оно и понятно. Репутацию этого явления подорвали всяческие мошенники, создававшие финансовые пирамиды и обкрадывавшие тысячи людей. Истории с «гербалайфом» также сыграли не последнюю роль в формировании у нашего народа стойкой неприязни к «сетевым продажам». Но, отбросив стереотипы в отношении MLM, давайте просто по достоинству оценим гениальность и красоту идеи, пришедшей в свое время в голову Карла Ренборга.
|